«Да, наше масло стоит запредельно дорого, но зато его надо менять в два раза реже, и вы в итоге сэкономите», - говорят представители известных брендов. Но так ли это? Давайте разберемся, к чему может привести увеличение интервалов замены масла.
Во-первых, откуда, что называется, ноги растут. Во многих американских публикациях повторяется история о том, что в Калифорнии ежегодно образуется 153,5 млн галлонов отработанного масла и только 91 млн галлон (59%) перерабатывается. Таким образом, как и политика в области увеличения чистоты выхлопов, так и стремление
увеличить интервалы замены масла никак не связаны с заботой о вашем кошельке и вашем автомобиле, а объясняются лишь экологическими причинами.
Во-вторых, маcло в двигателе играет помимо смазывающего и роль моюще-чистящего средство с заменой которого вы избавляете двигатель от загрязнений, которые тем больше, чем тяжелее условия эксплуатации. Практика показывает, что 80% процентов отказов машин обусловлены загрязнением масла.
И в-третьих, много пишут о том, что автомобиль эксплуатируется не в лабораторных условиях, и даже не в стерильных европейских, а в условиях суровой российской реальности такими же суровыми, как и реальность, персонажами. Это даже не тяжелые условия эксплуатации в западном понимании, для которых даже предусмотренные оригинальным мануалом производителя сроки замены масла надо сокращать вдвое, а сверх тяжелые – неподвластные западному пониманию. Для них вообще сокращать вышеуказанные интервалы надо в три-четыре раза.
Чтобы подробно не останавливаться на внешних факторах, лишь перечислим их. Как пример: разбавление топливом, этиленгликоль из системы охлаждения, пыль, сажа и вода. Не будем это комментировать и пугать читателя, об этом достаточно много написано и сказано. Отметим, однако, что к наиболее страшным последствиям приводит наличие двух и более загрязнений (эффект сочетания). К этому надо добавить и такие усугубляющие проблемы факторы, как работа двигателя на холостом ходу, многочисленные старты при низких температурах или наоборот, работа в условиях экстремальных температур, частые поездки на небольшие расстояния, перевозка тяжелых грузов и поездки в горной местности
! Также не будем останавливаться на мериле пробега. Что использовать - мотчасы, километры или количество сожженного топлива? Это каждый эксплуатант решает для себя.
Можно избежать протечек, можно работать в благоприятных условиях, но вот от чего вы никогда в дизельном двигателе не избавитесь, так это от сажи.
Увеличив интервал замены масла в два раза, вы увеличите содержание сажи в двигателе тоже в два раза. Сажа хотя и загущает масло, но по данным многочисленных лабораторных исследований, в сочетании с деструкцией масла и загустителей это не приводит. Вязкость моторного масла в процессе эксплуатации падает. Падает и щелочное число, а параллельно ему растет число кислотное.
Накопленная в масле сажа приводит к срабатыванию перепускного клапана на сажевом фильтре, масло перестает фильтроваться, и если фильтр не поменять, это почти наверняка убьет двигатель. Но поменяв вовремя фильтр, вы не нейтрализуете следующий фактор.
Самое страшное в накоплении сажи - это повышение износа. Сажа и шлам в двигателях оседают и накапливаются в определенных зонах, которые являются зонами риска с точки зрения надежности двигателя, включая клапанные коробки, крышки клапанов, маслосборники и головки блока цилиндров. Сажа стирает защитные износоустойчивые пленки в пограничных зонах, таких как зоны кулачкового упора и толкателя клапана, а эти зоны и так, как правило, страдают от масляного голодания по разным, в том числе и конструктивным причинам. Особенно внимательно к этим зонам надо относиться владельцам двигателей с двумя распредвалами и четырьмя клапанами на цилиндр. Выброс углерода из накоплений сажи и шлама за кольцами поршней в бороздках может вызывать быстрый износ колец и стенок цилиндров. Из-за этого могут быть сломаны или значительно повреждены кольца в условиях холодного запуска двигателя. И это малая толика всех сажевых неприятностей.
Некоторые известные бренды возразят: наше масло нейтрализует абразивное действие сажи. Возможно. Покажите где и когда в России такие исследования на серьезном уровне проводились? Подкрепите свои слова фактами! В электронных базах РГБ мы не нашли ничего подтверждающего данное утверждение.
Так что же интервал замены масла продлить нельзя? Можно, но при соблюдении ряда условий и рекомендаций.
Разумеется, не стоит рисковать с этим для двигателей на гарантии. А вот для постгарантийных двигателей западные источники отмечают, что это крайне опасно (в том числе для автомобилей, возрастом более пяти лет). В связи с этим они указывают на отсутствие экономического эффекта в случае, если автомобиль планируется для пробега 1 000 000 и более километров.
- Двигатель должен быть с электронным управлением и составными поршнями со стальной головкой.
- Масло тоже должно быть увеличенного ресурса API CG-4 и выше, обязательно синтетическим или гидрокрекинговым для эксплуатации в условиях низких температур.
- Также рекомендуется использовать масляные фильтры с фильтрующим стекловолоконным наполнителем.
Указывается на целесообразность оборудования двигателя системами типа OilManagment TF Purliner – байпасной системой дополнительной фильтрации в которой часть протока масла очищается от сажи, воды и гликолей.
И самое главное, нужна строгая программа профилактического обслуживания, включающая в себя анализы масла. Особенно тщательно необходимо следить за маслом, если двигатель оборудован турбиной. Это самое слабое звено, работающее в самых неблагоприятных условиях, которые в свою очередь вызваны её высокой частотой вращения.
Проактивное обслуживание и замена масла по фактическому состоянию – мировая реальность, но к сожалению, пока не российская. В ней действует принцип: «Не ремонтируй, устрани причину в корне». Она включает регулярный мониторинг и направлена на снижение объемов технического обслуживания и продление сроков эксплуатации оборудования.
В этом вопросе мировым экспертом по смазыванию машин является созданная в 1997 году американская корпорация Noria, которая, в частности, издает регулярный журнал Machinery Lubriсation. В этом издании вы можете найти все необходимые рекомендации по вопросу, что является сигналом для замены масла. Остановимся на главных:
- Вязкость. Специалисты Noria настоятельно рекомендуют менять масло, если его вязкость в сСт при 1000 понизилась более чем на 10%, или напротив – если увеличилась более чем на 20%.
- Второе – щелочное число. Принятый браковочный параметр – падение щелочного числа на 50%. Однако, если при этом не наблюдается резкого увеличения кислотного числа, то это падение может достигать и 65%.
Эти два показателя и температура вспышки масла являются минимально необходимым набором показателей, определение которых не требует особых затрат и объем проб для которых – минимальный.
Мы не стали перегружать данную статью ссылками на источники, но при необходимости, ответим на ваши вопросы.
Авт.: Семенов Сергей Владимирович
к.т.н., представительство SCT-Lubricants в РФ, технический директор